Экономическая конъюнктура и рынок претерпевают радикальные изменения. В такой ситуации важно не растерять наработанную клиентскую базу.
Чтобы адаптироваться к новым условиям, заказчики будут искать узкие места, раскрывать потенциал для сокращения издержек и пересматривать старые договоренности. Что делать владельцам бизнеса, чтобы удержать клиентов? Своей антикризисной инструкцией для управленцев делится коммерческий директор BIA Technologies Максим Андрианов.
СТРАТЕГИЯ
В первую очередь, компании нужно иметь четкий план действий и точно понимать, куда она движется. Несмотря на общую нестабильность, бизнес не может производить впечатление хаоса, демонстрировать нерешительность или бросаться из крайности в крайность — это отпугнет даже некогда лояльных клиентов.
В данный момент необходимо сфокусироваться на своих ключевых нишах. Следует скорректировать позиционирование и провести экспресс-анализ — он может быть основан как на опыте предыдущих лет и пережитых кризисов, так и на интуиции и общем понимании того, как функционирует рынок. Результаты анализа позволят руководству наметить контуры целевой модели бизнеса в условиях новой реальности.
Сейчас очень важно реагировать быстро, занимать новые ниши (они обязательно появятся) и оперативно трансформировать или избавляться от неактуальных направлений. Придется хладнокровно отказаться от всего, что малоэффективно и слабо влияет на показатели компании — в том числе и от «рабочих» направлений бизнеса, которые в ближайшей перспективе умрут.
Как известно, любые кризисы приносят с собой не только ограничения, но и новые возможности. Руководителям нужно лишь успеть вовремя переориентироваться и воспользоваться моментом. Для оперативного принятия решений и адаптации к новой реальности необходимо сократить цепочку принятия решений через создание рабочей группы и предоставление ей полномочий, достаточных для запуска новых инициатив.
КОНТРАКТЫ
Принимая управленческие решения по портфелю проектов, с моей точки зрения, стоит руководствоваться критерием оперативности: в приоритете должны быть скорость реализации и возврат инвестиций в кратчайшие сроки. Сейчас, очевидно, не лучшее время для того, чтобы ввязываться в долгосрочные проекты, пусть даже и с подтвержденным, но очень отложенным во времени экономическим эффектом.
Именно поэтому я бы посоветовал перейти на модель коротких проектов с понятными результатами, которые вписываются в дорожную карту сотрудничества с заказчиком. Это защитит обе стороны: заказчик начнет получать выгоды от реализации проекта раньше, а исполнитель будет застрахован от финансовой нестабильности. Такой подход может сделать изначальный проект дороже, но позволит сторонам чувствовать себя в относительном комфорте.
Проекты, реализуемые в кризис, должны быть направлены на повышение эффективности и снижение себестоимости операций клиента. Это позволит ему быть гибче, в борьбе с непредвиденными ситуациями имея запас прочности. Так, например, оптимизация складских остатков, логистических операций, прогнозирование спроса и планирование производства — это то, в чём мы видим перспективу в ближайшем будущем для наших клиентов и в чём мы будем им помогать.
Также отмечу, что когда внешние риски практически непредсказуемы, целесообразно не закладывать их в стоимость услуг, как это было ранее, а проговаривать с заказчиком и фиксировать как условия в договорных документах. Это партнерский подход к работе с рисками, при которых заказчик видит прозрачную картину ценообразования и механизм его изменения в зависимости от конъюнктуры.
МАРКЕТИНГ
К сожалению, в условиях меняющегося рынка и рвущихся экономических связей, речь уже не идёт о каких-либо акциях, бонусах или особых условиях для удержания клиентов. Партнёры, которые просто способны исполнить обязательства качественно и в срок, будут на вес золота.
Информацию о своей устойчивости и надежности и стоит транслировать на рынок. Имейте в виду, что к позиционированию в публичном пространстве сейчас нужно подходить с особенной осторожностью. Но и отмалчиваться тоже не нужно: клиенты не оценят ваше внезапное исчезновение из информационного поля.
В целом же работа маркетинга еще больше сведется к account-based marketing, поскольку эффективность и ориентирование на потребности конкретного заказчика сейчас однозначно выходят на первый план. В условиях кризиса необходимо решать точечные проблемы и задачи — у каждого клиента они могут быть свои. Покажите заказчикам, что вы готовы совместно искать выход и приоритизировать потребности.
Публикации по теме
25 ноября, 2022 г. 10:46
Оптимизация производства в условиях санкций: как повысить эффективность в работе16 ноября, 2022 г. 15:03
Как в бюджетировании создавать показатели и использовать их в расчете KPI отделов и сотрудников15 апреля, 2022 г. 16:46
Как промышленному предприятию сохранить цепочки поставок и логистические схемы?