В свете новых ограничений, ухода с рынка западных контрагентов и блокировки ключевых международных маршрутов, многие российские компании вынуждены срочно пересматривать устоявшиеся логистические цепочки. Руководитель направлений транспорта и логистики BIA Technologies Александр Тихонов рассказывает, как отечественные IT-сервисы помогут предприятиям поддерживать текущие обороты бизнеса в новых условиях.

Автоматизация в помощь логистам

Общая нестабильность заставляет компании быстро реагировать на изменения рынка и оперативно удовлетворять колеблющийся спрос клиентов. Экстренная переориентация грузопотоков с запада на восток страны и неизбежный рост тарифов на перевозку означают дополнительные траты.

Это подталкивает руководителей к поиску новых возможностей оптимизации рабочих процессов. Чтобы остаться на плаву, компаниям придется развивать онлайн-сервисы, повышать эффективность и всеми силами сокращать издержки. Если передать рутинные операции компьютеру — это высвободит время для принятия стратегических решений.

Всё же оговорюсь, что ПО — это «поддерживающий» слой для бизнеса. Автоматизация возможна там, где есть, что автоматизировать. Поэтому если бизнес не работает, в том числе по причине слома технологического процесса логистики, то думать нужно о бизнесе, а не об автоматизации. Сами по себе IT-системы не смогут «залатать» разорванную цепочку поставок.

ПО поможет в тот момент, когда бизнес перестроится. Дальше возможно подключение новых систем с нуля или корректировка существующих программ. Если они отвечают современным требованиям гибкости и масштабирования информационных систем, то внесение изменений пройдет безболезненно.

Приведу пример из области управления автоперевозками. На сегодняшний день на рынке есть много так называемых бирж перевозок — онлайн-площадок, на которых грузовладельцы и грузоперевозчики находят друг друга. Данный класс решений автоматизирует процесс закупки для всех участников, где бы они не находились территориально, и обеспечивает прозрачность ценообразования. Таким образом, при смене региона деятельности у компании будет возможность относительно безболезненно найти новых партнеров. Помимо этого, на рынке есть решения, которые позволяют формировать стоимость перевозки на основе реальных данных, получаемых в онлайн-режиме, что защищает от спекуляций со стороны недобросовестных участников.

Другой пример — из складской логистики. Современные профессиональные системы управления складом должны обладать всей необходимой функциональностью для бизнеса из любой отрасли, но, что не менее важно, — средствами управления на основе low-code (простые визуальные инструменты для самостоятельной работы с данными). Это позволит не просто оперативно адаптировать систему под новые бизнес-процессы склада, но и, в случае переезда на новый объект, быстро перестроить систему силами существующих в компании технологов, без необходимости привлечения разработчиков.

В целом, системы, обладающие low-code инструментарием, в частности BPM-системы, которые способны сократить цикл выпуска бизнес-приложений и снизить затраты на разработку, обеспечив таким образом необходимую в сегодняшних реалиях скорость адаптации и оптимизацию, вероятно, выйдут в нынешних условиях на первый план.

Подобной отечественной разработкой от BIA Technologies, например, уже три года пользуется заказчик компании — крупный автоперевозчик «Деловые Линии». В 2019 году одной из компаний ГК «Деловые Линии» была предоставлена в пользование комплексная централизованная платформа для управления всеми бизнес-операциями — Sunrise BPMS. Платформа объединяет большое количество источников данных, легко интегрируется с любыми информационными системами, позволяет проводить быстрый анализ в различных разрезах и постоянно оптимизировать процессы, сохраняя непрерывность бизнеса.

«Цифровая платформа помогла сократить издержки в управлении производственными процессами на 15%, сроки обучения персонала — на 50%, а скорость обслуживания клиентов в Контакт-центре — на 30%. — так эффекты внедрения системы описывает генеральный директор «Деловых Линий» Фарид Мадани. — Благодаря нескольким взаимодействующим интеллектуальным агентам или компьютерным программам, можно принимать решения даже в условиях неопределенности и отсутствия информации. Такой подход максимально адаптивен к динамично изменяющимся условиям среды и позволяет контролировать процессы из одного центра».

Ещё одна разработка BIA Technologies, которой так же пользуется одна из компаний ГК «Деловые Линии», — TMS-система LISAD для эффективной организации внутригородской доставки. Математическая модель учитывает порядка 400 параметров и позволяет планировать около 2 000 рейсов ежедневно. Платформа интегрируется с сервисами прогноза пробок и строит маршруты, исходя из дорожной ситуации.

Благодаря системе, удалось снизить нагрузку на логистов (только 10–15% рейсов требуют ручной корректировки), оптимизировать маршруты, добавив порядка 30% дополнительных заказов в одну заявку, на 25% сократить простой машин и на 10% — транспортные расходы. Продукт пока не имеет аналогов на российском рынке.

Импортозамещению быть

Сейчас многие говорят об остром дефиците достойных отечественных альтернатив иностранным IT-сервисам. С логистическими решениями такой проблемы, к счастью, нет — на отечественном рынке есть много качественных решений. Например, в части учетного функционала (и не только в сфере логистики) практически любые задачи могут быть закрыты продуктами на базе платформы 1С.

Традиционно возникают вопросы к возможностям работы 1С под высокими нагрузками. Преимущество здесь всегда было на стороне западных решений. Но на сегодняшний день в стране есть команды специалистов 1С, способные обеспечить работу очень высоконагруженных баз. В частности, в рассмотренной группе компаний «Деловые Линии» работает база свыше 18 ТБ.

Что касается оперативного управления и таких задач, как планирование и маршрутизация, на рынке существуют отечественные продукты, которые решают вышеназванные задачи оптимизации едва ли не лучше любых западных аналогов. За это можно благодарить сильную математическую школу в нашей стране. Вероятно, именно решение задач оптимизации в ближайшей перспективе станет наиболее востребованным запросом на рынке.

Некоторая просадка возможна в части сервисов мониторинга и контроля за осуществлением перевозок. Традиционно логистические компании предпочитали работать с базовыми сервисами мониторинга от автопроизводителей. На других логистических плечах — как то морская или авиаперевозка — извечная проблема с получением актуальных данных. Кроме того, данный функциональный блок всегда находился как бы на периферии фокуса автоматизации — на рынке не так много решений, обеспечивающих удобную и прозрачную работу с исполнением перевозки и инцидентами. Впрочем, в условиях необходимости поиска точек неэффективности — а одной из главных проблем традиционно является закладывание логистами излишнего страхового времени на рейс на случай форс-мажора — данные сервисы, возможно, привлекут больший интерес. Добавлю, что и здесь можно найти сильные отечественные продукты — достаточно заглянуть в реестр отечественного ПО.

Что касается складской логистики, в России немало очень серьезных продуктов, сравнимых и даже превосходящих свои западные аналоги как по функциональности, так и по производительности. Давно и успешно внедряются отечественные WMS-системы от различных поставщиков ПО. Даже в области автоматизированной грузообработки на складе нам есть, чем гордиться.

В заключении скажу, что лучший совет на сегодняшний день — не делать резких движений. Если вы не замораживаете текущие проекты по автоматизации, и даже инициируете новые, внимательно смотрите на компетенции и экспертизу команды внедрения — ищите специалистов с прикладным опытом в отрасли.

Выбирайте только самые современные и популярные технологии, уделяя особое внимание технологиям с открытым кодом и бесплатным системам управления базами данных. Фокус должен быть на кроссплатформенность и решения с минимальным серверным оборудованием. Обратите внимание на low-code решения с параметрической настройкой логики работы и возможностями легкого масштабирования. Посмотрите на решения, работающие в web-интерфейсе с минимальным требованием к каналам связи. Чрезвычайно важна непроприетарность — возможность работы с любыми мобильными устройствами и любым оборудованием. Наконец, не забывайте про стандартные критерии, которые сегодня имеют особый вес: низкая стоимость владения и гибкая лицензионная политика поставщика.

Ссылка на источник

Актуально

Решения BIA

bia-tech.ru использует cookie-файлы для корректной работы и анализа использования сайта согласно политике использования файлов cookie. Отключить cookie можно в настройках браузера.

Понятно