Транспортно-логистическая сфера в России является значимым потребителем ИТ-продуктов и решений. Согласно данным международной аналитической компании Pierre Audoin Consultants (PAC), по итогам прошлого года в отрасли было внедрено решений более чем на $ 270 млн, и в общем объеме российского ИТ-рынка предприятия логистики и транспорта занимают долю 4,3%, находясь на седьмом месте после производственного сектора, банковской сферы, телеком-индустрии, розничной торговли.

Датчики на все случаи

ИТ-решения в области транспорта и логистики специалистами называются термином TMS (Transport Management System), их основное назначение — эффективно отслеживать процесс передвижения грузов. В России в сфере TMS свои решения активно разрабатывают и внедряют такие компании, как LogistiX, «ИнтелСервис», Ant Logistics, CargoOnline, Transporeon Group и др. Аппаратная составляющая таких решений — это датчики, которые теперь все чаще помещают на те или иные перевозимые товары и которые способны не только отслеживать местонахождение груза, но и его состояние. «Благодаря совершенствованию конструкции датчиков возможности управления логистикой сегодня существенно расширились. Например, такая технология, как LPWAN, обеспечивает датчикам низкое электропотребление, они могут автономно работать до десяти лет, — рассказывает Виктор Мазурик, директор по маркетингу компании «ЭР-Телеком Холдинг». — Кроме того, датчики могут не только определять местоположение контейнера, палеты или коробки, но и следить за тем, чтобы они не упали или чтобы при их перевозке соблюдалась определенная температура».

Но мало получить данные с датчиков, нужно иметь возможность их быстро обрабатывать. На это направлены активно развивающиеся автоматизированные аналитические системы. «Для получения данных о геолокации транспортного средства мы используем связку типовых решений: определение местоположения водителя при помощи GSM и голосовой робот-диспетчер, который дает информацию о состоянии машины, степени ее загрузки, прохождении контрольных точек и прочее, — рассказывает Дмитрий Федоров, директор по информационным технологиям компании FM Logistic в России. — Для более крупных задач мы внедрили специальную платформу Track & Trace, которая обеспечивает полное управление и прослеживание уникальных серийных номеров товаров с момента их ввоза на территорию нашей странны до продажи с прилавка».

ИИ на маршруте

Следующий этап развития решений для логистических компаний — это начало применения в этой сфере элементов искусственного интеллекта (ИИ). Например, с начала текущего года в развитых странах началось широкое использование цифровой платформы под называние Control Tower, которая принесла в логистику принцип диспетчеризации в авиации. «Данная система в режиме реального времени работает с геоданными, транспортным заданием, картографией и телематикой транспорта, интерпретируя эти статусы и события в модель инцидентов, позволяя не просто понимать, где едет транспорт, а когда он прибудет на ближайшую и последующие точки», — объясняет Антон Рудашевский, директор по продуктам компании BIA-Technologies.

По словам участников логистического рынка, уже на начальных этапах использования новые ИТ-системы позволяют минимум втрое снизить затраты на персонал, существенно повысить эффективность автопарка, а главное — получать стратегический анализ и предсказания возможных задержек в доставке груза. «С недавних пор в нашей компании мы используем цифровую платформу по организации логистики готовой продукции, — рассказывает Сергей Сучков, старший директор по логистике региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика». — Помимо собственного грузового транспорта «Балтика» подключает к новой платформе мониторинга еще и автомобили транспортных компаний и дистрибьюторов. На текущий момент к системе подключено несколько тысяч автомобилей».

Грузовой «убер»

Одновременно в логистической сфере наблюдаются признаки уберизации: по примеру услуг пассажирских перевозок ряд компаний претендует на то, чтобы создать единый цифровой маркетплейс, где клиент мог бы получать услуги по доставке любых грузов. Однако с развитием подобных платформ не все просто. «Последние месяцы регулярно появляется информация об очередном «убере» в грузоперевозках, но пока полноценной платформы для решения этой задачи никто не создал, — говорит Андрей Ботнев, директор цифровой лаборатории компании Softline. — Дело в том, что бизнес грузоперевозок значительно сложнее и скопировать модель пассажирских перевозок здесь не получается».

На российском рынке в качестве универсальных агрегаторов логистических услуг уже заявляют такие компании, как GroozGo или iCanDeliver. Однако пока главная проблема таких сервисов — отсутствие ответственности за сохранность груза и за качество логистических услуг. «В логистических «убер»-сервисах могут регистрироваться любые компании, — указывает Ольга Чусова, руководитель направления продвижения в промышленных и государственных заказчиках компании «Инфосистемы Джет». — Как известно, мелкие игроки могут себе позволить демпинговать, при этом вполне вероятно, что такие перевозчики не смогут гарантировать сохранность груза. Крупные заказчики либо уже сотрудничают с проверенными транспортными компаниями, либо имеют собственный парк транспортных средств и не нуждаются в использовании логистических агрегаторов».

По мнению участников рынка, перспективы у цифровых агрегаторов в России есть в ограниченных направлениях. «В поиске или составлении мультимодальных маршрутов, в несложных транспортных услугах в черте города или в процессе осуществления курьерской доставки, — перечисляет Максим Алексеев, операционный директор логистической компании «Точка-Точка». — Также для агрегаторов видны ниши по типу перевозимого груза, например это скоропортящиеся продукты, или по виду транспорта, например самосвалы или спецтранспорт для перевозки негабаритных грузов».

Ссылка на источник

Актуально

Решения BIA

bia-tech.ru использует cookie-файлы для корректной работы и анализа использования сайта согласно политике использования файлов cookie. Отключить cookie можно в настройках браузера.

Понятно