Все записи 4.08.2020
Пандемия ускоряет планы цифровой трансформации

Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности и маркетингу BIA-Technologies Алексей Бугай о том, как цифровая зрелость добавляет компаниям антикризисной устойчивости

Мы живем в неспокойное время, нет ни одной безмятежной для бизнеса «пятилетки». Влияние COVID-19 сказалось мгновенно: значительное число людей оказалось за бортом, потому что у ряда компаний не хватило инструментов, бизнес не был цифровизован и не смог перестроиться. В противоположность этому, часть компаний в кризис только приобрели – известность, долю новых клиентов и их деньги. Пандемия на треть увеличивает скорость цифровой трансформации. В нынешних реалиях: нет «цифры» — это значит, у вас нет инструментов, нет возможности работать удаленно – нет и бизнеса.

При этом мы видим, что бюджет на IT сейчас пересматривается.  Часть проектов вынужденно замораживается, где-то фокусируются на самых «приземленных» IT-темах, в некоторых случаях бюджет вообще перераспределяется на решение задач, не связанных с IT, вплоть до закупки антисептиков или СИЗ для сотрудников.

Пандемия ускоряет планы цифровой трансформации. По нашим наблюдениям, главы IT-подразделений в компаниях перераспределяют бюджеты в сторону следующих приоритетов: организация дистанционной работы сотрудников, гибрид удаленных и офисных ресурсов, а также облачные решения. Продвижение облаков на нашем рынке началось где-то с 2010 года. Я наблюдал за этим процессом –  он не пошел с такой скоростью, как на Западе, и развивался иначе. Российский рынок был не готов, для нас было еще рановато. Но что происходит в результате кризиса, вызванного COVID-19?  Рынок требует легких, быстрых решений – результат чем скорее, тем лучше. И облака это дают. Да, к ним всегда возникают вопросы: кто будет за ними следить, где гарантии? Но сейчас совершенно точно есть тренд: бизнес гораздо чаще задумывается над облачными решениями и, по возможности переходит, на облачные платформы.

Кризис диктует требования к выбору IT-решений, бизнес начинает смотреть в сторону продуктов «из коробки», готовых к использованию с незначительными изменениями. Год назад ситуация была кардинально другой: проект мог быть на базе готовых разработок, но с массой уникальных доработок. Сейчас клиенты хотят решение, у которого есть референс, которое уже было внедрено, быстро запускается и однозначно работает.

Среди других трендов пандемии – смена менеджмента в крупных организациях.  Часть специалистов заменили на более гибких, лучше готовых к изменениям сотрудников.  И, как следствие, смена руководителей влечет изменение ландшафта – пула поставщиков, которые теперь будут помогать новому лидеру решать его задачи. Еще один момент – сокращение найма и перенос проектов на аутсорсинг и аутстаффинг. Последние несколько лет компании наращивали собственные ресурсы для реализации своих проектов. Так делали Сбербанк, ВТБ, Ростелеком, Ростех и другие крупные компании. Но сейчас этот процесс приостановился. Аутсорсинговые проекты имеют свои преимущества – они не нагружают фонд оплаты труда и могут быть более четко спланированы.

Думаю, этот кризис повлечет довольно глобальные изменения. Если раньше около 60% генеральных директоров не были вовлечены в цифровые изменения компаний, то сейчас трудно себе представить такого директора. Приходит понимание, что без «цифры» невозможно создание эффективной компании, не получится успевать за растущими ожиданиями клиентов.