Автор: Александр Тихонов, руководитель направлений транспорта и логистики BIA Technologies.

Склады материально-технического обеспечения (МТО) обладают огромным потенциалом для оптимизации и нередко скрывают в себе неучтенные неликвиды на сотни миллионов рублей. Руководитель направлений транспорта и логистики BIA Technologies рассказывает, как автоматизировать производственные склады с умом и почему бизнес-анализ здесь важнее, чем собственно WMS-система.

Почему сейчас самое время задуматься об автоматизации складов МТО?

Когда производственная компания берется за автоматизацию складского хозяйства, первым в очереди, как правило, стоит склад готовой продукции, так как он непосредственно связан с конечными потребителями. Оптимизация логистики и экономия каждой минуты и даже секунды на складе готовой продукции приносит ощутимую выгоду и повышает удовлетворенность клиентов.

До складов материально-технического обеспечения руки традиционно доходят в последнюю очередь. Эффекты от их автоматизации кажутся не такими очевидными, да и беспорядок находится как бы «под капотом» и скрыт от посторонних глаз. Этим объясняется чрезвычайно низкий уровень автоматизации российских складов МТО (менее 20%).

Однако склады материально-технического обеспечения — это буквально кладезь узких мест и убыточных запасов. Если мы говорим о крупной промышленной компании, склады МТО могут занимать огромные площади, представлять из себя крытые помещения или открытые площадки, быть разбросанными по территории в десятки гектаров и напоминать город в городе. Отсутствие автоматизированного учета означает невозможность оперативного принятия решения и централизованного контроля за складскими запасами в режиме реального времени.

В результате на складе хранится множество неликвидов (вплоть до бурильных установок на миллионы долларов), закупщики покупают лишние материалы, которые не были вовремя найдены и срочно требуются производству, на десятки миллионов рублей, а оборудование простаивает в ожидании сырья, полуфабрикатов или запчастей. В текущих условиях, вынуждающих компании максимально сокращать расходы и повышать эффективность деятельности интенсивным путем, отказ от оптимизации складов МТО — непозволительная роскошь.

Почему WMS-система «из коробки» ляжет на полку и как сделать так, чтобы этого не произошло?

Передовые отечественные компании, которые уже пришли к выводу о необходимости срочной автоматизации производственных складов, отправляются к поставщикам в поисках простого решения. Они получают на руки готовую WMS-систему, средства маркировки и сбора данных, приступают к автоматизации и довольно быстро упираются в стену: оказывается, что «коробочные» решения и подходы, разработанные под классический склад, например, готовой продукции, в приложении к МТО не работают.

Внедрение WMS-системы невозможно без предварительного этапа бизнес-анализа, выявления потребностей и специфики конкретного комплекса производственных складов. Опытная компания-интегратор отправит на объект команду экспертов, которые проведут тщательное исследование и выстроят процесс автоматизации в соответствии с уникальными ограничениями, условиями работы и запросами клиента.

Вот лишь несколько примеров того, что подрядчики должны продумать, прежде чем переходить к непосредственному внедрению автоматизированной системы:

  1. Склады МТО характеризуются рядом вспомогательных операций, которые отсутствуют в стандартных внедрениях на складах другого типа и задействуют смежные подразделения — закупок, входного контроля, таможенного контроля, контроля качества и другие. У каждого из этих подразделений свой документооборот и раздельный управленческий учет. Ручное сведение информации по наличию и местам хранения товарно-материальных ценностей из различных таблиц в единую ERP-систему может занимать порядка пяти рабочих дней и грозить определенным количеством ошибок и дублей. Внедряемая WMS-система должна поддерживать расширенный документооборот, бесшовно интегрироваться в существующую IT-структуру компании и обеспечивать автоматическую консолидацию всех данных.
  2. Складской учет должен быть точечным и детализированным по всем составам грузовых мест. Дело в том, что в классической учетной системе данные не отображаются с нужной детализацией. Закупленная позиция занимает одну строку в корпоративной информационной системе, но поступает на склад в виде сотен и даже тысяч грузовых мест, каждое из которых может храниться отдельно друг от друга. Автоматизированное решение должно уметь самостоятельно оцифровывать данные из упаковочных листов от поставщиков и расшивать каждую позицию на сотни учетных строк.
  3. Краеугольный камень работоспособности автоматизированных систем на складах МТО — маркировка. Поскольку производственные склады могут быть открытыми и находиться на Крайнем Севере, стандартный процесс маркировки, применяемый на торговых складах, может оказаться невыполнимым. Скорее всего, тут потребуется комплекс решений — от морозоустойчивых RFID-меток и листов бумаги в непромокаемой пленке до самоклеящихся этикеток с усиленным холодостойким составом клея и специализированных хомутов, которые можно натягивать на покрытые инеем трубы.
  4. Не менее важны и терминалы сбора данных, которые считывают местоположение грузов. Склады МТО не всегда могут похвастаться сетью промышленного вайфая — и это тоже нужно учесть заранее. Например, заложить в логику системы проведение определенных операций в режиме офлайн или поставить усилители сотовой связи. Возвращаясь к вопросу специфических температурных условий, терминал сбора данных может обладать функцией подогрева считывающей головки и экрана. В некоторых случаях целесообразнее завести отдельное рабочее место в теплом помещении, где сотрудник будет вручную вносить данные, поступающие к нему удаленно — например, по рации.
  5. В ходе реализации проекта необходимо постоянно работать с ключевым персоналом и исполнителями на местах. Опыт показывает, что людям сложно перестраиваться на работу в новых условиях, иных бизнес-процессах и с новой автоматизированной системой — какой бы эффективной она ни была. Ценность внедряемой системы нужно демонстрировать и объяснять, а специфику, удобство и комфорт персонала — обязательно закладывать в логику решения.

Таким образом, если вы решили взяться за автоматизацию складов МТО, выбирайте не WMS-решение, а команду внедрения. Компания-интегратор должна выстроить всю физику процесса: правильно организовать бизнес-процессы, сформулировать регламенты проведения операций и обеспечить комфортную и прозрачную оцифровку данных в системе. Только в этом случае автоматизация приведет к существенной экономии расходов, а система безусловно окупится и не ляжет на полку.

Актуально

Решения BIA

bia-tech.ru использует cookie-файлы для корректной работы и анализа использования сайта согласно политике использования файлов cookie. Отключить cookie можно в настройках браузера.

Понятно